Дети и школа: так ли важно вырастить «отличника»?

Подходят к концу яркие и долгие новогодние праздники, и наши дети-школьники кто со вздохами, кто с радостью, снова по утрам бегут на уроки. Я, как мама теперь уже одиннадцатиклассницы (!), в очередной раз задумалась о школе. Той, какой она была в наше время, и той, которая каждое утро, с сентября по июнь, встречает наших детей.    Дети и школа: так ли важно вырастить «отличника»?Скажу сразу: несмотря на то, что из 10-ти лет, проведенных в школе, 7 лет я была отличницей, школу я не очень любила. Училась под давлением своей бабушки, которая смогла внушить мне, что получить «четверку» — это позор. До сих пор вспоминаю бессонные ночи, когда меня терзали сомнения: а поставила ли я запятую в диктанте? Помню, как рыдала над задачами по алгебре, которые совершенно не могла понять.

Милые (и не очень!) мои учительницы по алгебре, геометрии и химии, каюсь — ваши науки так и остались для меня абсолютно непостижимыми, что нисколечко не помешало мне в жизни!
Зато уроки русского языка, литературы, истории, географии, немецкого и биологии были  просто «песней моей души». Среди стихов, романов, переводов, классификации растений, климатических зон и описаний великих битв я чувствовала себя, как рыба в воде. А самым желанным заданием для меня было сочинение! Нужно признать, сочинять я всегда любила. У моей дочери, кстати, все наоборот.

НО №1. Я прекрасно понимаю, что всех детей нужно обучить читать, писать и считать, это совершенно необходимо в жизни. Но почему в старших  классах, когда уже явно проявляется разделение способностей ребенка к разным предметам, с них  все равно  требуют некий стандартный уровень знаний и в физике, и в литературе? Ведь таким образом мы не даем развиваться тому индивидуальному таланту, что заложен в каждом из наших детей. Так было во времена нашего детства, так есть и теперь. И современные деления на «физико-математические» или «химико-биологические» классы, на мой взгляд — миф чистой воды! Ну, плюс пару часов в неделю профильного предмета — не более того.

Что мне еще запомнилось со  школьных времен, так это деление на «отличников», «хорошистов», «троечников» и «двоечников». И ладно, если бы эти характеристики распространялись только на учебу, но ведь нет! Изначально предполагалось, что раз «отличник» — то и прекрасный человек,  а раз «двоечник» — то человек он скучный и глупый, хоть, может быть, он знает все легенды народов мира и выращивает на подоконнике плантацию орхидей.

В Украине, например, несколько лет назад ввели 12-ти балльную систему оценок в школе, при которой такие разделения должны если и не исчезнуть совсем, то существенно сгладиться. Ничуть! Все так же делят, все так же приравнивают личностные качества к абстрактной оценке знаний.

НО №2. Милые мамы и папы, справедливых оценок, несмотря на, казалось бы, понятные критерии, нет. Сегодня у Марьиванны хорошее настроение, и ей понравились мои косички — мне «отлично».  А завтра Марьиванна поругалась с мужем, а я засмеялась на уроке — мне «хорошо»  за практически равноценный ответ. Все мы понимаем,  что один учитель в оценках «щедр», другой — «скуп», третий считает, что на «отлично» знает только Бог, на «хорошо» —  сам учитель, так  что всем остальным – «тройка».

Тогда зачем мы так много внимания уделяем оценкам, как таковым?

А вы, бывшие девчонки, теперешние мамы, помните нашу школьную форму? Темное платье  и черный фартук. Более унылое сочетание сложно себе представить. Да и зачем фартук? Не котлеты же мы жарили за партой.

Когда моя дочь пошла в первый класс, форма, пусть и условная, кое-где вернулась. Мотивировалось это вроде бы логично: форма настраивает на учебный процесс и не позволяет демонстрировать различия в достатке.

НО №3. Ну что же, работники швейной промышленности такому решению наверняка порадовались. А я все еще не могу понять, каким образом белая блузка и черная юбка могут способствовать получению знаний? И для моего скромного бюджета форма — это лишняя трата. Ведь джинсы, футболки, платья и т.д. в гардеробе моей дочери действительно необходимы, а одежда специально для школы — это уже накладно. Я вовсе не призываю наряжаться в пух и прах, но я противник школьной формы.

Когда моя дочь пошла в школу, мы сразу обговорили с ней, что учится она не для меня и уж тем более — не для оценок, а для того, чтобы получить знания, которые пригодятся ей в жизни (например, для получения профессии).  Договорились, что оценки должны быть  положительными, без этого не поступишь в университет. Главное, не потерять желание ходить в школу, а для этого намного важнее хорошие отношения с одноклассниками, а не отметки  в дневнике. Мне, да и вам, я думаю, тоже, приятнее видеть счастливое лицо своего ребенка, а не табель с «пятерками». Кстати, моя дочка уверенно идет на золотую медаль, Всю школьную жизнь она знала, что я никогда не осужу ее за неудачи. И поэтому не боялась пробовать.

НО №4. Наши дети проводят в школе 11  лет. Дорогие мамы, особенно  тех деток, которые учатся еще только в начальной школе, мне бы очень хотелось, чтобы вы не усложняли им эти годы. Да, школа нужна, да, знания необходимы, но зачем делать трагедию из того, что ваш ребенок никак не запомнит дату Полтавской битвы? Сами-то помните? Или вам мешает жить то, что вы забыли, что такое интеграл? Или «двойка», «схваченная» в четвертом классе, как-то повлияла на вашу карьеру? Если у вашего ребенка плохой почерк, это вовсе не значит, что плох и он сам. Мы ведь любим своих детей и верим в них, а не реализуем с их помощью какие-то амбиции.

Посмотрите в глаза своему ребенку и скажите : «Я тебя люблю».

Просто так.

Автор: Светлана Герус

Поделиться в соц. сетях

0

Author: Иришка

Share This Post On

Один комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.