Педагоги отмечают, что большинству первоклассников не по силам определить время по часам со стрелками. Многие из детей почти освоили эту науку, но долго продолжают путаться. Скорее всего, причина в том, что приходится соединять в сознании два автономных циферблата – минутный и часовой – что детскому уму довольно сложно. Обучать ребенка следует по часам с одной стрелкой – часовой.
На первых порах будет достаточно такого деления: два часа, чуть больше двух, половина третьего, около трех, три, чуть больше трех и т.д. Для ребенка этого достаточно, а усвоить такой материал без труда удается даже 4х-5тилеткам.
Лишь когда дитя безошибочно почувствует часовой циферблат, можно понемногу вводить минутный. Лучше всего использовать для этого не настоящие часы, а простейший макет, который можно быстро и легко изготовить вместе с ребенком. Стрелки можно снимать и одевать на штырек, можно добавить минутную или убрать ее, если она сбивает малыша.
Обязательно заострите внимание на направлении движения стрелки. Сначала сами покрутите ее в нужную сторону, потом пусть это же проделает ребенок. Объясните ему, что расстояние от одной цифры до другой, стрелка проходит за час. Выставьте какое-либо время (ровное) и попросите ученика установить его на час, два или пять назад, а потом так, как будут выглядеть часы через час, два, пять. Только когда время будет называться уверенно, а стрелки переставляться правильно, можно вернуть на циферблат длинную минутную стрелку.
Уточните, какая именно стрелка отображает минуты, а какая – часы, объясните, что от этого именно и происходят их названия. Задавайте ребенку вопросы, пусть покажет, где какая стрелочка, расскажет, какая из них длиннее, а какая короче. Расскажите, что они двигаются не сами по себе, а вместе: когда часовая показывает какой-то час ровно, то минутная всегда смотрит на 12.
Минутная стрелка придумана для того, чтобы ориентироваться внутри часа, за время, пока часовая проходит всего одно деление, минутная обегает целый круг. Поднимите минутную стрелку вверх, а часовую просите поставить так, чтобы было ровно 4 часа, ровно 7 и т.д. Спросите, если пройдет не целый час, а половина, где, по мнению ребенка, окажется минутная стрелка, какую часть круга она пройдет? Если малыш не может ответить, подскажите сами.
Поставьте на макете часов половину какого-нибудь часа и меняйте время, переставляя часовую стрелку, пусть ребенок комментирует, сколько получается. А потом пусть он переставляет стрелки по вашим указаниям.
Примеры заданий:
изобразить время, которое наступит через полчаса
-
- через час
- через полтора (час и полчаса)
- через 2 с половиной, 3 с половиной и т.д.
- поставить стрелки так, как они стояли полчаса назад
- полтора (час и полчаса) назад
- два с половиной и т.п. часа назад
Более сложные вопросы:
сколько прошло времени, если было 4 часа?
- сколько пройдет, когда будет 6 часов?
- сколько времени осталось до 7 часов?
Около цифр, обозначающих часы, напишите более мелкие, которые будут обозначать минуты, рассказывая ребенку, что в каждом большом делении – пять мелких. Покажите, как будет выглядеть положение стрелки в 5, 15 или 25 минут каждого часа, а полчаса вы уже проходили.
Будет полезно заметить, что дот тех пор, пока стрелка не прошла отметку в половину часа, принято называть время как пять минут пятого, десять минут пятого и т.д., а после того, как отметка пройдена, говорят: без двадцать пять, без пяти пять.
Практически можно привязать время к обычным ежедневным делам ребенка: составьте вместе распорядок его дня, напротив рисунка с каждым событием нарисуйте циферблат с изображением времени, в которое оно происходит.
Автор: Болдырева Анастасия