Благодаря литературе ребенок познает мир, усваивает понятия красоты, добра, чести и благородства, узнает о местах и явлениях, которых не видел, может составить представление о жизни исторически значимых личностей или вымышленных персонажей, приобрести определенные жизненные ценности и сформировать собственное мировоззрение.
Поэтому неудивительно, что некоторые родители практически с рождения ребенка пытаются учить его навыкам чтения. Однако не всегда эти усилия приводят к желаемым результатам. Да и дети читающих родителей порой всеми силами избегают чтения, а все попытки заставить ребенка дружить с книгой заканчиваются слезами и нервотрепкой.
Как же учить ребенка читать?
Можно приступать к обучению уже с трех лет. Занятия не должны длиться дольше 5-10 минут, этого вполне достаточно при условии регулярности. Когда малыш начнет привыкать к этим урокам, их можно сделать несколько длиннее, но не более получаса.
Лучшая мотивация – приобретение красивого иллюстрированного букваря. Чем больше картинок и разнообразных персонажей, тем интереснее будет ребенку возвращаться к занятиям. Эффективнее всего работать по тому букварю, который обучает чтению по слогам или складам (как в системе Зайцева). Это позволит быстрее научиться читать, чем изучение отдельных букв.
Для начала нужно выучить с малышом звуки. Именно звуки, а не буквы. Буквы – это «эр», «ка», «бэ», а вам важно объяснить ребенку, что в словах они произносятся как звуки «р», «к», «б». Изучая гласные, тяните их при произношении, пропевайте их, это не только позволит отличать эти звуки от согласных, но и сделает их более запоминающимися.
Ребенок должен быть заинтересован в занятиях, а уж как его заинтересовать – вопрос для взрослых. Обучать через силу нельзя, да и не получится: все, что преподается против воли ученика, им совершенно не усваивается. Можно использовать кроме книги еще и специальные кубики, раскраски с буквами, магнитную доску с набором «алфавит» или электронный плакат с озвучкой. К тому же буквы можно не только писать, но и лепить из пластилина, вырезать из цветной бумаги или выкладывать из палочек.
Сам процесс обучения чтению происходит так: сначала показываем предмет, называем его, затем произносим звук, на который начинается слово. После этого называем другое слово и спрашиваем, на какую букву начинается оно. Чем хороши подобные упражнения – ими можно заниматься в любое время и в любом месте: на прогулке, в транспорте, даже в очереди. Это удобно тем, что в разных местах вас будут окружать разные предметы, а изучение новых слов расширит кругозор малыша.
Когда, вследствие регулярной практики, ребенку станет несложно определять на слух первую букву каждого слова, он сможет легко понять правила составления слогов, а значит, и учить читать малыша будет гораздо легче.
Чтение по слогам
Читать по слогам – это уже заключительный этап обучения. Для начала лучше брать слоги с буквой «а», тем более, что эта буква часто встречается в хорошо знакомых и приятных ребенку словах: «мама», «папа», «баба» и т.д. Важно донести до ученика, что из одних и тех же двух букв могут получиться разные слоги, в зависимости от порядка их расположения «ба» и «аб», «ма» и «ам». Когда составление слогов пойдет споро, можно соединять их в простые слова, сначала из двух слогов, а потом их большего количества.
Следующим этапом станет чтение слов, в которых есть не только открытые слоги, но и отдельные буквы: «па-р-та», «ма-к» и др.
Не торопите ребенка, если у него не получается сразу начать читать в нужном темпе, обучение – процесс индивидуальный и ступенчатый, на одном этапе вы можете долго топтаться на месте, а другой – проскочить мгновенно и легко усвоить новый навык. Главное – постоянно подкреплять интерес юного читателя к процессу и тогда все получится.