Уже давно поход в магазины стал не лишь необходимостью. Для многих это является одним из любимых способов неплохо провести время и избавится от стресса. Однако у шопинга есть и обратная сторона медали – это опустевший кошелек и появившиеся долги, но, к сожалению, раскаяние приходит поздно. Отправляясь за покупками, в основном, люди рассчитывают потратить определенную сумму, однако выйдя из магазина, сокрушаются, что снова израсходовали больше запланированного. Потом начинают все списывать на свою расточительность, и обещают себе, в дальнейшем быть умнее. Однако все повторяется снова и снова, и тогда они ко всему привыкают и начинают воспринимать это как должное.
Чья вина?
А вы никогда не задумывались, что в подобном явлении практически нет нашей вины? Ведь для того, чтобы нас заразить шопингоманией потрудилось немало людей. Существует даже целая наука – мерчендайзинг, которая помогает заставить человека совершать как можно больше покупок. Своими истоками мерчендайзинг уходит на запад, в пятидесятые годы минувшего столетия. Именно тогда начали появляться технологии массовых продаж и, конечно же, первые специалисты в данной области.
Именно этим людям мы и обязаны своей неуемной страстью к покупкам. Как показала практика в магазинах, где поработали мерчендайзеры, покупатели тратят на 20% больше денег чем обычно, и это вовсе не зависит от увеличения ассортимента и его цены. Люди просто берут все необходимое.
Как же это происходит?
Уже у самого входа в торговый зал мы попадаем под влияние работы мерчендайзера. Там для удобства покупателей уже стоят большие тележки, которые сразу же настраивают их на нужный лад. Подобный расчет достаточно прост, человек, видя пустую тележку, испытывает психологическую потребность ее наполнить покупками. К тому же исчезает необходимость все нести в руках. И только на кассе, к нам приходит озарение. Однако в каждом супермаркете вы можете воспользоваться еще и корзинкой, в основном их выбирают люди не склонные к необдуманным покупкам. Но ведь от этого мерчендайзерам нет никакой выгоды, поэтому в последнее время корзинки начали заменять маленькими тележками. В некоторых магазинах даже есть тележки для самых маленьких покупателей – ну что здесь скажешь, просто забава. Однако это очередной хитрый ход, ведь родители обязательно сделают несколько незапланированных покупок, не в силах отказать своему крохе.
Вот мы взяли тележку и двигаемся далее по магазину. Только вряд ли, вы обращали внимание как это делаете. Но специалисты на это внимание обратили и учли все нюансы. Почти все люди двигаются по торговому залу против часовой стрелки, при этом смотрят в право от себя на центральную часть стеллажей. Именно, исходя из этого, и размещаются товары, а полки, на которые в первую очередь смотрит покупатель, называются золотыми. На них и выставляют товары с наибольшей наценкой или с истекающим сроком годности. Поэтому, довольно часто мы приобретаем товары не те, что выбрали сами, а те, что довольно умело, подложили на самые продаваемые полки. Для того, чтобы покупатель обошел весь магазин, товары, пользующиеся наибольшим спросом (хлеб, овощи, мясо, алкоголь) помещают в места наиболее удаленных друг от друга. Такая расстановка называется правилом золотого треугольника, оно вынуждает людей обходить весь торговый зал и просматривать не нужные товары, отсюда и берутся незапланированные покупки. Часто, полки в супермаркетах заставлены не полностью, тем самым создавая впечатление большого спроса.
А вот сопутствующие товары находятся рядом, например возле пива вы всегда сможете увидеть вяленую рыбу. Уже возле касс нас дожидаются мелочи, о которых люди часто забывают – это жвачки, батарейки, зубные щетки и т.д. Для детей тоже приготовлен сюрприз – маленькие игрушки, конфетки, шоколадки и находясь в очереди, малыши начинают выпрашивать у родителей подарочек. Чтобы ребенок успокоился вы, конечно же, ему уступаете, и снова ваш кошелек опустеет.
В магазинах техники тоже существуют свои секреты. Например, в них товары размешены то дорогих к дешевым. Насмотревшись на большие цены, покупатель намного легче согласится на приобретение менее дорогого товара, хотя раньше он мог показаться человеку непозволительной роскошью.
Магазины, торгующие одеждой, выставляют на первый план вещи последних коллекций, при этом и они не забывают, что люди перемещаются по магазину справа налево, поэтому размещают наиболее модную и дорогую одежду в правой части торгового зала.
Как бороться?
Перед тем как отправится за покупками, хорошо покушайте, и вашему удивлению не будет передела, настолько легче вам удастся пройти мимо пончиков и жареных цыплят. Составляйте список всего необходимого. Старайтесь не обращать внимания на прочих покупателей, наполняющих до краев свои тележки. Возможно, они готовятся к празднику или закупают продукты на целый месяц, а может они уже попали в ловушки, которые расставили мерчендайзеры, в любом случае вам с ними не по пути.
16.12.2014
В последнее время перед походом в магазин я тщательно изучаю акционную листовку и составляю список необходимых продуктов. Во-первых, я не забуду, что мне необходимо купить, а во-вторых многие продукты на скидках, что не может не радовать.